Приготовление пищи на углях или открытом огне - сам процесс и его результат столь экзотичен и заманчив, что стал особой формой времяпровождения в выходные.
В кенийских городах для подавляющего большинства жителей это не экзотичный, а единственный способ получить горячую еду. Для этого используются очень простые печки - джики, в которые засыпается древесный уголь или дрова. Такая печка весьма мобильна, если готовят днём, то чаще всего выносят её на улицу, если вечером ( а темнеет в Кении круглый год в 7 часов вечера) то на полу хижины. Несложно догадаться, что само расположение открытого огня на уровне пола часто становиться причиной серьезных ожогов , большей частью у маленьких детей.
Мэри, обычная девочка, родилась и росла в трущобах Матиси, возле Китале. Район очень большой, но не самый устрашающий нищетой и грязью. Как и в других семьях, мама Мэри готовила еду в джике, и в один злополучный день ребёнка угораздило ухватиться ручкой за раскалённый металл. Глубокий ожог необходимо было показать врачу и серьезно отнестись к лечению.
Но обратиться к врачу в Кении стоит денег, которых у семьи попросту не было. Как и не было их на необходимые лекарства. Поэтому сжатый от боли кулачок малышки просто обложили по совету народного лекаря какой то травкой и туго замотали тряпочкой. На несколько месяцев.
О Мэри мне рассказали знакомые девчонки из американской миссии. Они трудились в Матиси, почти через год после описываемых событий. Её им привели с просьбой хоть чем то помочь. Дело в том, что в перемотанном тряпочкой плотно сжатом кулачке, в то время как ладошка и часть пальцев представляла собой открытую рану ( кожа слезла от высокой температуры) средняя фаланга безымянного пальца приросла к поверхности ладони. Требовалось разрезать образовавшийся рубец и путем длительных упражнений размять задеревеневшие связки, вернуть пальцу способность двигаться.
Для операции мне предоставили помещение офиса местного полицейского. Не так уж чисто, без необходимой мебели, но зато с крышей над головой, что особенно актуально в сезон дождей.
Вся сложность операции состояла в том, что девочке было страшно, и несмотря на анестезию и завязанные глаза она постоянно вырывалась. Тем не менее, через полтора часа удалось успешно отделить приросшие друг ко другу поверхности.
Потом были недели перевязок, но в итоге палец распрямился и ручка малышки заработала. Вся эта история навела на мысль - а сколько таких детей, с подобной проблемой, которые благодаря народной медицине и недоступности традиционной, стали инвалидами?