Найроби, четырехмиллионный мегаполис начался с обычной железнодорожной станции посреди заболоченных джунглей в конце 19 века. "Найроби" на языке масаев означает "прохладная вода" - в лесу было много источников с чистой водой. Менее, чем за столетие тут выросли уже каменные джунгли, которые и стали столицей Кении.
Сейчас эта железная дорога, давшая начало городу проходит через другие джунгли - Кибера самые большие трущобы в Африке.
На языке нубийцев, чей полк квартировался на этой территории в период колониального владычества Британии, это слово и обозначает "джунгли".
Население этого района посчитать представляется крайне сложно - огромное количество людей с каждым годом прибывает, и, большей частью эти люди не имеют никаких документов. С начала 80-х годов прошлого века этот небольшой слам разросся до размеров европейского города - по самым скромным подсчётам, тут проживают около миллиона человек. В три раза больше, чем в моём родном Курске.
Недавно мне выпала честь познакомиться с пастором Альфредом - он родился и вырос в этом районе, и опекает небольшую протестантскую общину. Этот замечательный человек, сам живущий очень скромно, что нехарактерно для большинства кенийских пасторов, бескорыстно служит людям в этом месте, которое благодаря многим устрашающим роликам на Ютубе окрестили адом на земле. Он и послужил моим гидом, по этому одному из самых удручающим мест на земле.
Представьте себе, что от горизонта, до горизонта простирается ковер из ржавых железных крыш, упирающихся одна в другую, и густо изрезанных канавами с мусором, траншеями открытой канализации, едва заметными из за нависающими над ними жилищами из глины, мусора, листов кровельного железа. Улиц, по которым может поехать автомобиль всего несколько, вся Кибера - это гигантский лабиринт "крысиных троп" - узких проёмов между строениями, обычно не шире одного метра, в дождливый период заполненные жидкой грязью и снующими туда и сюда грызунами, не обращающими внимания на людей. В этих узких ходах двери домов, мелкие магазинчики, питейные заведения,церкви и бордели. Всё настроено сплошняком - оставлен только этот многокилометровый извитый лаз.
Электричество - недоступное для большинства жителей благо. Кое где из грязи торчат извитые пластиковые трубы - это водопровод, который поврежден во многих местах и вода смешивается с грязью.
Один из видов бизнеса в Кибере, помимо - строительство общественных туалетов и душевых, но ими пользуются не многие - по причине нищеты и наличия "тупиков" в лабиринте крысиных троп - они используются в качестве уборных.
Канализация - открытый бетонный желоб, иногда нечистоты просто бегут весёлым ручейком по красной земле. Вдоль тех немногих широких дорог - горы мусора.
Кибера - это зеркало социальных проблем Кении. Люди со всей страны, без образования, и не имея каких либо полезных навыков, тысячами стремятся в столицу, мечтая найти работу. Отсутствие доступного, качественного образования - причина, по которой эти люди не могут найти достойную работу, и оседают в этом аду, ведь их крошечного заработка только и хватает, что на аренду лачуги в этих жутких джунглях.
Пастор Альфред говорит, что слухи о кровожадных бандах, творящих беспредел и кровопролитие сильно преувеличены. Хотя бытового насилия, как и по всей Кении, тут хватает.
Школ,клиник в Кибере нет. Люди, со всеми своими проблемами предоставлены сами себе. А в таком случае остаётся очень лёгкое решение - спиваться. Благо ремесло изготовления крепких напитков хорошо развито.
И всего в 5 километрах от Киберы кипит жизнью деловая столица - сияющие отели дорогие рестораны, блестящие металл и стекло небоскребов, деловая жизнь и крупный бизнес. А те, кто родился в этом лабиринте крысиных нор, такая жизнь и такие условия, кажутся вполне приемлемыми.
Часто мои посты о Кении поднимают много вопросов. Как, почему так живут люди? Имеет ли смысл пытаться что-то менять. И как часто бывает - я не могу на них ответить. Такие визиты - опустошают, но мне кажется, они сильно влияют на собственное отношение к жизни. Если будет побольше таких, как мой брат Альфред, для которого изменение в нескольких жизнях стоят твоей собственной - то и в этом аду на земле начнет что то меняться. А нам остаётся только благодарить Бога за то, что имеем.